Rene Magrritte

В начале марта мы ходили на крошечную выставку в подвале художественного музея, посвященную Рене Магритту. Выставка себя не оправдала, помещение 40 квадратных метров и с два десятка работ мастера — ничтожно мало. Тем не менее, было приятно посмотреть воочию на картины Магритта, уж больно я его люблю.

Рене Франсуа Гислен Магритт ( Rene Magrritte) – бельгийский художник-сюрреалист. Родился 21 ноября 1898 г. в маленьком городке Лессине, в Бельгии. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь Рене была тяжёлой. Отец – Леопольд Магритт, портной и торговец тканями, мать – Регина, до замужества работала модисткой. В 1912 году его мать утопилась (по другим источникам утонула) в реке Самбре. Предположительно, когда его мать была найдена, её платье закрывало ей лицо, что, по мнению исследователей творчества художника, стало источником для некоторых картин Магритта, где ткани (птицы, букет фиалок, но чаще всего — косынка, полотенце или полотна) затеняли лица изображенных людей. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве.

«Я взял себе ориентир – магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком.»

Обучаться рисованию Рене начал в возрасте 12 лет. Ранние картины Магритта, датируемые 1915 годом, были написаны в манере импрессионизма. С 1916 года Рене учился в Королевской Академии Изящных искусств (Academie Royale des Beaux-Arts) в Брюсселе, которую покинул два года спустя, посчитав обучение скучным занятием. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер (тоже художница), на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в 1967. После свадьбы она стала единственной моделью для его картин.

С декабря 1920 года по сентябрь 1921 года Магритт отслужил в бельгийской пехоте. В 1922-1923 годах Рене работал чертёжником на фабрике обоев, затем до 1926 года – художником рекламы и плакатов на фабрике бумажной продукции, когда контракт с брюссельской галереей Сенто (Galerie le Centaure) позволил ему полностью посвятить себя живописи. В 1918-1924 годах в творчестве Рене преобладают черты таких направлений, как футуризм и кубизм под влиянием Фернана Леже.

В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей» («Le jockey perdu»), которую считал своей первой удачной картиной такого рода.  В 1927 году проходит первая выставка работ Магритта в Брюсселе. Критики признают её неудачной, и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики. Работы Магритта часто представляют собой изображения обычных предметов в необычном контексте, что придаёт некую странность и особую выразительность его творчеству. Рисуя трубку, он подписывал, что «это не трубка», намекая на то, что это всего лишь изображение трубки.

Потерянный жокей, 1926
Потерянный жокей, 1926
Primevère, 1926
Primevère, 1926
Трудный переход, 1926
Трудный переход, 1926
Les amants (Влюбленные), 1928
Les amants (Влюбленные), 1928
Свершение невозможного, 1928
Свершение невозможного (Attempting the Impossible), 1928
Это не трубка, 1929
Это не трубка, цикл Вероломство образов (La trahison des images), 1929

«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла.»

После расторжения контракта с галереей Сенто в 1930 году, Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает рекламное агентство, которое даёт им постоянный доход. Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.

Условия человеческого существования (La condition humaine), 1933
Условия человеческого существования (La condition humaine), 1933
Черная магия, 1934
Черная магия, 1934
Фальшивое зеркало, 1935
Фальшивое зеркало (The false mirror), 1935
L'Invention, 1935
L’Invention, 1935
Проницательность (Автопортрет), 1936
Проницательность (Автопортрет), 1936

Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания. Для картин Магритта характерен отстранённый, как бы невозмутимый стиль. Изображаются на них обычные предметы, которые у Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов (Дали, Эрнст), почти никогда не теряют своей «предметности»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. И невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей. Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, но ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Мастер стремился решить в своём творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Поэтому Магритт нередко использовал образы картины в картине, зеркала, окна, глаза, сцены или занавеса.

Неизвестное, 1938
Неизвестное, 1938
 La Dure poignarde, 1938
La Dure poignarde, 1938
Опасные связи, 1939
Опасные связи, 1939
Ностальгия, 1940
Ностальгия, 1940
Песня любви, 1940-1950
Песня любви, 1940-1950
Философия будуара, 1948
Философия будуара, 1948
Портрет с трубкой, 1950
Портрет с трубкой, 1950
Golconde, 1953
Golconde, 1953
Человеческий удел, 1955
Человеческий удел, 1955
Le Chef d'oeuvre ou les mystres de l'horizon, 1955
Le Chef d’oeuvre ou les mystres de l’horizon, 1955
Le seize septembre, 1956
Le seize septembre, 1956
Стеклянный ключ, 1959
Стеклянный ключ, 1959
Le Chteau des Pyrnes, 1959
Замок в Пиренеях (Le Chateau des Pyranes), 1959
Большое семейство, 1963
Большое семейство, 1963
La Reconnaissance infinie, 1963
La Reconnaissance infinie, 1963
Сын человеческий (Le fils de l'homme), 1964
Сын человеческий (Le fils de l’homme), 1964
Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного бизнесмена, оставшегося сыном Адама, и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире.
Великая война, 1964
Великая война, 1964
Le Soir qui tombe, 1964
Le Soir qui tombe, 1964
Препятствие пустоты, 1965
Препятствие пустоты, 1965

Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».

Империя света, 1954
Империя света, 1954
The Empire of Lights (unfinished), 1967
The Empire of Lights (unfinished), 1967
Музей Рене Магритта в Брюсселе.
30 мая 2009 открылся Музей Рене Магритта в Брюсселе.

Мои картины — не сны усыпляющие, а сны пробуждающие.

Я не буду вводить своих читателей в заблуждение, утверждая, что понимаю картины одного из своих любимейших художников. Отнюдь. Стараюсь не искать глубоко смысла, потому что все равно не смогу его найти, лишь созерцаю. Мне нравится ненавязчивое сопоставление реальности и иллюзии в работах Магритта, такая тонкая неуловимая грань между сном и явью. Все его произведения смотрятся так гармонично и порой приходится всматриваться, чтобы углядеть подвох. Его картины действительно пробуждают ото сна и расширяют границы восприятия.

Автор

Anna Paneva

Interior Designer • wife • bookworm • happy Siberian girl ❄️

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s