Алтайские горы 2012

Вот и пришел час возвращения на родину, в старый добрый унылый и серый Новосибирск, который встретил нас дождем и невероятными пробками. Две недели отпуска, как всегда, прошли достаточно быстро и, тем не менее, насыщенно и хорошо. На самом деле, путешествия по Горному Алтаю для нашей семьи уже исчерпали себя. Сказались прошлые поездки, во время которых мы исследовали все районы Республики Алтай. Плодородный и процветающий район Онгудайский, с его петроглифами, курганами, мягкими склонами и Катунью; суровый и мрачный Улаганский, наполненный озерами и резкими изгибами скал, жуткий перевал Кату-Ярык; район Мульты и Уймонской степи, одухотворенный и освещенный знаменем мира Рерихов и Белухой, что мы наблюдали в лучах вечернего солнца; Кош-Агачский район и бескрайняя степь, Северо-Чуйский хребет от которого веет холодом и снегом даже в самую жаркую погоду и, наконец, в этом году мы полностью завершили изучение Алтая, посетив самое попсовое место — Телецкое озеро. Но об этом чуть позже. В общем, надеюсь, что со следующего года мы возьмемся за Европу и будем осваивать уже новые горизонты нашей планеты. А осенью планирую съездить на пару дней в Томск вместе с любимым человеком. Вообще, текущую поездку во многом спас именно этот человек. Без него я бы смело назвала отпуск убогим и бездарным и явно разразилась бы славной истерикой в самом его конце, устав от маминых упреков. Но Е. умело справлялся с моими настроениями и успешно сохранял баланс в нашей семье. ❤

А под катом много текста и красочных фотографий

Горы никогда не оставляют равнодушными. Каждый раз, после Долины Свободы, когда привычные равнины начинают наполняться сначала мелкими холмами и сопками, а затем и впечатляющими пиками вершин, сердце делает маленькое сальто, и в горле застывает ком воплей радости, которые несколько стеснительно выплескивать наружу, после стольких лет путешествий по этому краю. А прекрасное сочетание скальной породы, бирюзовой Катуни (в этому году она была прекрасна) и чистейшего голубого неба? Разве оно может оставить равнодушным? Нет, ни на малейшую секунду меня не покидает чувство нереальности происходящего. Все вокруг так волшебно и пленительно звучит, осязается и видится, не верится, что это происходит на самом деле. И, конечно же, с наступлением ночи, все чувства обостряются: на небе проступают миллионы и триллионы звезд, как манка рассыпанные по небосклону. Сначала виднеется Вега, самая яркая, затем проступают Алтаир и Капелла, а ближе к полуночи просыпается сам Млечный Путь. В августе также доставляет обилие астероидов (падающих звезд), которые различаются как и люди. Одни звезды падают быстро и почти незаметно, а другие пролетают через весь небосклон, оставляя за собой длинный хвост. В такие ночи здорово лечь в теплом спальнике на улице и, завернувшись в него, считать метеоры и меряться зрением. Е. в этом плане намного меня опережает. Он видит такие точки на небе, которые я и в очках то не могу разглядеть. 120% зрение не иначе.

Чисто для справки: каждый раз мы ненадолго останавливаемся на базе около села Ело. Самое подходящее место для путников, которые терпеть не могут людей и хотят уединения за небольшую плату. Комфортные домики, юрты, аилы, электричество и интернет. Все блага цивилизации среди горок и тайги. Недалеко от лагеря также бьет небольшой родничек, который вроде как обладает целебными свойствами для зрения. На базе этой обычно проводится всеалтайский праздник Эл-Ойын.

Первый раз за все годы, рискнули стать в палатке на ночь в Курайской степи на вершине 1500 м над уровнем моря. Однажды мы ночевали уже на подобной высоте близ Семинского перевала и это была одна из самых холодных моих ночей за все 22 года жизни (день рождение вдали от города — самая лучшая моя находка). Второй раз повторить такое уже не хотелось. Но жизнь без риска не мила. Нашли укромное место за скалой, поставили палатку, развели огонь и любовались вечером на снежные горы, попивая чай с ликером и отмечая годовщину в три месяца. Ночь оказалась самой теплой за все две недели. Утром выползли из постели абсолютно разгоряченные и вареные. Вот тебе и полторы тысячи метров 🙂

IMG_9197Что мне дико нравится в Республике Алтай, так это абсолютное разнообразие окружения, атмосферы и флоры. Каждый район кардинально отличается друг от друга. И Курайская степь достаточно холодна и ветрена. Все сезоны здесь проходят сурово, растительности практически нет, только одни лишайники и можжевельник напоминают о жизни. И насколько же приятнее и комфортнее останавливаться дикарями вдали от всех в своей большой удобной палатке. Не сравниться никогда домикам со своей любимой палаткой и спальниками.

После замечательной ночи, мы отправились в район поселка Еланды, ибо давно там не были. Повторюсь, конкретных планов поездки на этот раз совершенно не было. Мы хотели в начале сходить в пеший поход к Аккемскому озеру, но уже перед самым выездом поняли, что такое серьезное путешествие нам не по силам. Поэтому мы импровизировали на месте.

После экстремального обеда под дождем у берега Катуни, решили отправиться дальше по грунтовке до поселения с чудным названием Куюс (впоследствии выяснилось, что старое название поселка Куу, что означает продуваемый ветром кууууууу кууууу). Вроде как на месте этой забытой Богом деревушки были и петроглифы и еще разные ништяки. Да и постоять на шумной, полной порогов, Катуни хотелось.

В нескольких километрах от села уютно расположилась маленькая база, запрятанная среди крупных валунов. Хозяева оказались бесконечно милыми людьми, что заставило нас напрячься (после многих хитрожопых алтайцев это казалось подозрительным). Ночью было вполне сносно и был слышен потрясающий шум Катуни, пробивающейся среди камней. А днем мы посетили новые для нас петроглифы, бережно огороженные оградкой от коров и лошадей. Дальше по дороге еще был небольшой водопад, но мы с Е. до него не пошли. Как потом оказалось, не зря. Смотреть там было особенно нечего.

Пара небольших прогулок-восхождений, посещение музея местного художника творца (невероятный дядька, который гнал абсолютный бред и радовался этому, поднимая наше настроение) и делать больше в этом Куюсе нечего. Хотя место очень приятное и, если бы мы были любителями постоять на одном месте побольше, пожалуй мы задержались бы. Но страсть к кочевникам и смене обстановки регулярной сыграла свое. Скрепя сердцем (оставалась еще пара дней до отъезда домой), мы с семьей решили все-таки посетить самое попсовой место во всем горном Алтае, на наш взгляд, — Телецкое озеро. Последнее место, куда не ступала наша нога. Сказано — сделано. Вечером следующего дня мы уже были там.

Телецкое озеро. Зря я так про него думала. Место конечно дико попсовое, но само озеро красивое. Тихая гладь воды, прозрачные воды, теплая температура и крутые скалистые берега, обрамляющие это зеркало. Мини Байкал, мини фьорды, как мне могло не понравиться? Ночью на глади воды отражаются все огни противоположного берега, прекрасное зрелище. На машине к воде практически невозможно добраться, во всяком случае в самых широких местах озера к берегу можно подобраться только на катере или другом водном транспорте. Весь правый берег Телецкого находится в заповедной зоне и проход туда запрещен.

Единственное доступное место в этой части Алтая это водопад Корбу (вот уж действительно ужасно попсовое место, полное людей; Камышлинский водопад даже красивее и лучше в этом плане). А трехчасовая прогулка на катере вызывает смешанные чувства: во-первых, тупо страшно на такой маленькой посудине рассекать по воде, глубина которой достигает 400 м, мало ли что может случиться, вода конечно теплая, но не настолько чтобы успешно выжить; во-вторых, это совершенно потрясающе!!! Вот так пересекать озеро, подъезжая то к одному водопаду, то рассматривая дно, то наслаждаясь видами высоких гор вдалеке.

Если отвлечься от обстоятельств, действительно можно представить, что это какой нибудь невысокий фьорд в Норвегии. У кого, что болит, тот о том и говорит х) Рада, что мы все таки побывали в этом месте.

Из совершенно нового в этот раз (краткие заметки):

• музыкальное сопровождение не только в качестве варгана (комуса), но и и за счет губной гармошки; первый раз попробовала ее
  • несколько неспешных восхождений; найдены пещеры штольни, небольшие гроты, следы каких-то зверей и птиц, были слышны дикие кабаны в ночи
  • запуски ракетниц и бенгальские огни, спасибо луне моих звезд за это маленькое счастье
  • наглые суслики, которые хомячили вкусняшки прямо рядом с полевой кухней радовали глаз и слуховые рецепторы
  • кататься на УАЗике это круто, хотя и дико страшно; машину так трясет из стороны в сторону, кажется, что она вот вот перевернется на бок
  • кататься на катере по озеру это тоже круто, а еще приятно ловить капли брызг от мотора своей рукой, они дико твердые
  • Чуйская Долина славится и не только петроглифами, но и коноплей
  • рисовать мехенди — сложно, нужно наловчиться не «жирнить» линии
  • кнопка спуска на старом Зените невероятно крепкая, звезды на большой выдержке поснимать не удалось, к большому сожалению

Автор

Anna Paneva

Interior Designer • wife • bookworm • happy Siberian girl ❄️

Алтайские горы 2012: 3 комментария

1. около села Ело (ц)
    ёлоло ))
    хороший пост! и фоточки ))) мы на даче в основном торчали, там кроме свежего воздуха и блаженного ничегонеделания ничего нет оО

ух, у нас (у меня) уже гигантские двухнедельные планы на Европу на следующий год. в этом никуда не поехали отчасти поэтому )

Нравится

1. Ох, планы на Европу двухнедельные это так здорово! По каким странам собираетесь? Буду за вас пальчики держать, чтобы все сложилось удачно)
      Мы с родителями, если переедем в этом году, тоже на следующий отправимся в Европу. Очень хочется тоже :3

1. по северным, конечно ) разрываемся между идеей завалиться в одну страну, объездить ее и прочувствовать как следует, и стандартным набором «галопом по европам», то есть посмотреть максимум всего за минимум времени…